Ульи из ппу отзывы пчеловодов

Как растаял последний снег, отец позвал в выходной день приехать в деревню, чтобы вынести зимовавшие в подвале ульи. Зайдя в помещение, я увидел, что 5 семей не пережили зиму, загадив «поносом» свои дома. Отец объяснил, что погода резко сменялась то морозами, то потеплениями, которые сказались на здоровье семей. Так как я разрабатываю компоненты для теплоизоляции, то возникла идея, как бы применить эти знания для решения проблемы. Как выбрать соответствующий материал?

В статье я рассмотрю некоторые вопросы применения пенополиуретана (далее ППУ) при изготовлении ульев:

  • Влияет ли утепление из ППУ на качество меда?
  • Достоинства и недостатки ППУ?
  • Что лучше для пчел ППУ или ППС?

Влияние ППУ на качество меда

Пенополиуретан известен с 60х годов прошлого столетия. Он получается смешением из двух компонентов полиола и полиизоцианата. Каждый из них в отдельности вреден организму человека, но взаимодействуя друг с другом образуют новое вещество — полиуретан, которое безопасно и нейтрально по отношению к здоровью и пищевым продуктам. Приведу пример из жизни: натрий в чистом виде чрезвычайно опасный материал, а хлор токсичный газ, который при попадании в лёгкие вызывает ожог лёгочной ткани и удушье. А результат взаимодействия натрия и хлора — поваренная соль, которую мы употребляем в пищу каждый день. В защиту безвредности добавлю, что полиуретан давно используется в медицине. Так исследования на вживляемость в организм человека полимеров для пластических целей показали применимость и безвредность полиуретановых материалов. И применение ППУ для утепления ульев не влияет на качество меда и жизнь пчёл.

Компоненты компании Химтраст, сертифицированы санитарно-эпидемиологическими контролирующими органами, подтверждающие безопасность для живых организмов.

Преимущества ППУ для ульев

  • сохраняют тепло: коэффициент теплопроводности ППУ равен 0,024 Вт/м•°С . К примеру у липы, из которой делают деревянные улья, этот показатель выше в 6 раз ( 0, 15 Вт/м•°С)
  • лучше проходят зимовку: было отмечено, что семьи, которые зимуют в ППУ ульях, развиваются лучше, корма едят меньше, поэтому тратят энергии меньше;
  • шумоизоляция;
  • не подвергается гниению, расширению, высыханию и воздействию влаги;
  • крысы и мыши не грызут ППУ;
  • легко мыть, сушить и дезинфицировать;
  • так как составляющие ППУ для ульев отливаются на пресс-формах, то размеры поддерживаются одинаковыми, позволяя легко собирать и разбирать без предварительной подгонки.
  • лёгкий вес: собранные трех корпусные улья весят 15 кг, а деревянные тяжелее в 2 раза;
  • экологичность материала;
  • прочность: создавая улей плотностью 100 кг/м3, вы получаете твердую конструкцию, которая прослужит не менее 25 лет;
  • мобильность: при минимальных затратах времени и денег получают корпуса на пасеке, дома и в лесу.

Недостатки ульев из ППУ

  • ППУ по своей природе чувствителен к солнечному свету. Эта проблема легко решается покраской. Краску можно выбрать водоэмульсионную, алкидную, нитроэмалевую и т.д. Немецкий профессор Карл Фриш, изучив цветовое зрение пчел, выяснил, что они воспринимают только белый, желтый и синий цвета;
  • Используйте также металлизированные покрытия, такие как серебрянка или же алюминиевую фольгу. Они тоже полезны для пчел, так как экранируют электрическое поле Земли;
  • Паропроницаемость заставит разработчиков позаботиться о дополнительной вентиляции улья;

Что выбрать для улья: ППУ или ППС

ППУ и ППС (пенополистирол) давно обсуждаются среди производителей теплоизоляции. Проведя сравнительный анализ, как материалов для постройки ульев, я считаю, что ППУ превосходит ППС по следующим показателям:

  • ППС имеет низкие физико-механические показатели;
  • подвержен воздействию химических соединений;
  • температура разложения ППС ниже (60 °С), чем у ППУ (130 °С);
  • влажность материала — причина появления плесени и грибка внутри улья;
  • опасность ППС кроется в химическом строении. Данный полимер подвержен деполимеризации с выделением остаточного высокотоксичного вещества стирола. Он даже в малых количествах влияет на сердце, печень и слизистые оболочки.

Взвесив все за и против, я посоветовал отцу покупать или делать ульи из ППУ. Уверен, такое решение пойдет на пользу отцу и пчелиной семье.

Химтраст производит систему СКД-50. Система «Химтраст СКД-50» применяется для изготовления пчелиных ульев плотностью в готовом изделии 80-120 кг/м3.

Страница 5 из 6

  1. Регистрация:
    06.11.16
    Сообщения:


    720

    Благодарности:
    1.008

    Mar-in

    Живу здесь

    Регистрация:
    06.11.16
    Сообщения:
    720
    Благодарности:
    1.008
    Адрес:
    Воронеж

    А ещё важнее полегче, так как пчёлами занимаюсь я, у мужа аллергия на укусы.

  2. Регистрация:
    12.03.14
    Сообщения:


    361

    Благодарности:
    285

    Владимирплотник

    Живу здесь

    Регистрация:
    12.03.14
    Сообщения:
    361
    Благодарности:
    285
    Адрес:
    Липецк

    Валяются дома обрезки ЭППУ. Ульи конечно делать не буду, а вот на поделки годится. Вопрос чем его склеивать?

  3. Регистрация:
    05.03.13
    Сообщения:


    559

    Благодарности:
    295

    Алекмосква

    Живу здесь

    Регистрация:
    05.03.13
    Сообщения:
    559
    Благодарности:
    295
    Адрес:
    Курская обл

    Владимир! А почему «конечно»? Уже имеется отрицательный опыт?

  4. Регистрация:
    12.03.14
    Сообщения:


    361

    Благодарности:
    285

    Владимирплотник

    Живу здесь

    Регистрация:
    12.03.14
    Сообщения:
    361
    Благодарности:
    285
    Адрес:
    Липецк

    Нет такого опыта. Я плотник и мне с деревом роднее. То что пена теплее-бесспорно.Но пчела холода не боится. Ей вреднее заумные пасечники.

  5. Регистрация:
    17.08.13
    Сообщения:


    428

    Благодарности:
    574

    бизон97

    Живу здесь

    Регистрация:
    17.08.13
    Сообщения:
    428
    Благодарности:
    574
    Адрес:
    Рудня Смоленская обл

    холода не боится, но когда холодно больше корма потребляет, я за Пенополистирол, 3 года в пене полет нормальный, ХОТЯ КАЖДЫЙ ОСТАЕТСЯ ПРИ СВОЕМ МНЕНИИ!

  6. Регистрация:
    12.03.14
    Сообщения:


    361

    Благодарности:
    285

    Владимирплотник

    Живу здесь

    Регистрация:
    12.03.14
    Сообщения:
    361
    Благодарности:
    285
    Адрес:
    Липецк

    Согласен-жрут больше. Но менять ульи ради пары килограммов мёда-тоже не вариант. Хотя им уже по 30 лет и больше, кой где подпревать начали, скоро на замену.

  7. Регистрация:
    26.02.10
    Сообщения:


    187

    Благодарности:
    30

    Дмитрий 2006

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.02.10
    Сообщения:
    187
    Благодарности:
    30
    Адрес:
    Ярославль

    А можно ли еще подробнее фото как чего собирать из пенополистирола

  8. Регистрация:
    25.02.17
    Сообщения:


    42

    Благодарности:
    40

    sedov39

    Участник

    Регистрация:
    25.02.17
    Сообщения:
    42
    Благодарности:
    40

    У экструдированного ППС плотность 35, выше не видел, у покупных -100, и те и другие пчелы могут грызть если недостаточно вентиляции, поэтому в них и делают сетчатое дно. Дятлам все равно что долбить, лишбы добраться до меда, дерево тоже долбят особенно в районе верхнего летка. если есть хоть малейшая щель. Я свои ппс защищаю китайской путанкой, главное что бы дятел не смог долбить через сетку, а так он запутывается и … тоже и с синичками. Не гуманно конечно но эффективно. А размеры улья надо соблюдать, чуть больше — застроят, чуть меньше- запрополюсуют.

  9. Регистрация:
    26.02.10
    Сообщения:


    187

    Благодарности:
    30

    Дмитрий 2006

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.02.10
    Сообщения:
    187
    Благодарности:
    30
    Адрес:
    Ярославль

    А если эти улья будут в лесной чаще стоять что с ними будет?

  10. Регистрация:
    26.02.10
    Сообщения:


    187

    Благодарности:
    30

    Дмитрий 2006

    Живу здесь

    Регистрация:
    26.02.10
    Сообщения:
    187
    Благодарности:
    30
    Адрес:
    Ярославль

    Вопрос чем его склеивать полистирол?

  11. Регистрация:
    20.04.16
    Сообщения:


    467

    Благодарности:
    384

    vsfalaleev

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.04.16
    Сообщения:
    467
    Благодарности:
    384
    Адрес:
    Вологодская область

    Купил ппу улья нижегородец. В целом по описаниям оно и есть — легкие, теплые. Порадовал уровень взаимодействия с производителем. Корректно, подробно, быстро, удобно. Но есть и минусы. Более породно можно посмотреть в моем обзоре:

  12. Регистрация:
    20.04.16
    Сообщения:


    467

    Благодарности:
    384

    vsfalaleev

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.04.16
    Сообщения:
    467
    Благодарности:
    384
    Адрес:
    Вологодская область

    Продолжаю историю. Еще раз обращаю внимание, что это мой опыт, у вас все может быть по-другому. ПОэтому собственно я и показываю все детали, чтобы в дальнейшем можно было выявить ошибку.

  13. Регистрация:
    12.01.10
    Сообщения:


    47

    Благодарности:
    118

    30hgsa

    БАЙКЕР

    Регистрация:
    12.01.10
    Сообщения:
    47
    Благодарности:
    118
    Адрес:
    Домодедово

    Всем доброго дня.
    Работаю на Дададне, 12 корпусные. Сейчас в зиму взял 2 куба леса в работу — в феврале как раз выйдет с сушки — сделаю еще 12-рамочные и хочу сделать 5 шт 8-рамочных для тестя.(Это он зараза (любя) меня на мохнатых и подсадил в свое время)
    Я конечно пчеловод с небольшим стажем, но позволю порассуждать.
    У меня за сезон нижний корпус переставляется раз/два максимум. Толщина стенок 37мм (делаю из 40мм доски). Магазины же облегченные — 22-23мм.(делаю из 25мм доски) Для лета более толстые не считаю целесообразнее — на улице тепло, гнездо внизу.
    Свои корпуса перед тем как ставить изнутри просто грею горелкой и на горячую обрабатываю воском, снаружи слой Belinka Base+Toplasur (кстати, именно эта пропитка показала себя с самой лучшей стороны — в 07 году ставил деревянные окна в квартиру — покрытие еще не обновлял — думаю через года 2 только)
    Вот как временное жилище ЭПП или ППУ — согласен — для нуклеусов или для отводков — малому семейству их обогреть получится быстрее и легче. И то думаю что внутри лучше чтобы была тонкая доска (скажем 8-10мм). Но делать полноценные корпуса для постоянного проживания из ЭПП/ППУ — это же сколько химии! Опять же мыши, птицы, вероятность урагана, надо обрабатывать краской. Для перевозки — вообще не представляю — чем задел — вмятина. красить надо…
    Все ИМХО.

  14. Регистрация:
    20.04.16
    Сообщения:


    467

    Благодарности:
    384

    vsfalaleev

    Живу здесь

    Регистрация:
    20.04.16
    Сообщения:
    467
    Благодарности:
    384
    Адрес:
    Вологодская область

    Продолжаю наблюдать за ППУ ульями. Появляются вопросы к конденсату на пленке.

  15. Регистрация:
    12.03.14
    Сообщения:


    361

    Благодарности:
    285

    Владимирплотник

    Живу здесь

    Регистрация:
    12.03.14
    Сообщения:
    361
    Благодарности:
    285
    Адрес:
    Липецк

    Конденсат зимой бывает везде и всегда. Они эту воду потом даже собирают и складывают в ячейки. Она им нужна для расплода.

Страница 5 из 6

пасека

Свою первую семью пчел вместе с ульем я получил, когда мне было примерно 12 лет. Улей был старый стояк с небольшими рамками и с непрактичным доступом сзади. Обслуживание было очень затруднено, а медосборы в этих ульях едва ли достигали 20 кг на семью. Я постоянно искал пути, как сделать такой улей, который бы значительно облегчал обслуживание, и чтобы семья в нем могла быстро и качественно развиваться.

Первый надставочный улей я изготовил по описанию в специальном журнале, и при его изготовлении я использовал классическую двустенную конструкцию с утеплением. Теперь я могу сказать, что изготовление этого улья было очень трудным, надставки были очень тяжелыми, а товарного меду я получал от них примерно 25-30 кг на семью.

Уже в это время я попытался использовать для магазинов пенополистирол. Результаты были обнадеживающими. Пробовал я и надставочные ульи из оргалита, но этот материал оказался недолговечным.

Через 12 лет я сделал улей из твердого пенополиуретана, который обработал водоэмульсионной краской. Его главным достоинством была легкость, и исключительные микроклиматические условия для раннего весеннего развития и большая экономия корма. Тепловые условия, которые обеспечивала полиуретановая пена, являлись главным достоинством для быстрого весеннего развития семьи и гарантией высоких приносов. Семьи в этих ульях были настолько сильными, что для своего развития требовали 4-5 надставок на рамку 39х24 см, и постоянно давали мне по 70-90 кг меду на семью. Семьи, содержащиеся в этих ульях, на зиму не надо было сокращать. Зимовали они в стольких же корпусах, сколько они занимали и в разгар сезона. Чтобы семьи в них не роились, формировал от них в середине мая сильные отводки, которые на зиму опять объединял. Достоинством было и то, что не нужно было сохранять соты, защищая их от моли, не нужно было складировать сушь и, естественно, отпадало большое количество работ, связанных с сокращением и последующим расширением. Такие сильные семьи каждый год во время взятка без проблем отстраивали более одного корпуса вощины, что гарантировало быстрое и регулярное обновление сотов.

В одном их номеров журнала Včelařstvi я прочитал о критике ульев из пенополиуретана. На это могу сказать следующее: содержание пчел в ульях из пенополиуретана и пенополистирола тестировалось в разных условиях уже более 30 лет. С позиций полученных результатов и личного опыта, могу констатировать, что как при откачке меду, так и при обслуживании, а также и других прикладных качеств улья, упомянутая критика не опирается ни на реальный опыт, ни на результаты, которые можно достигнуть при использовании этих материалов.

В настоящее время в продаже появился новый прогрессивный улей из твердого пенополиуретана с обеих сторон покрытого алюминиевой фольгой. В его новой концепции был использован весь существующий опыт по прогрессивному содержанию и обслуживанию пчел. При создании технологического и конструктивного проекта улья я воспользовался многолетней своей практикой и принял во внимание весь свой многолетний позитивный (и негативный) опыт содержания пчел.

Дно улья изготовлено из соснового дерева толщиной 25 мм и высушенного до 12% влажности. Оно оборудовано закрывающимся опускающимся летком, закрывающейся нижней вентиляционной сеткой, защищенной от строительства «диких» сотов и задними дверцами в поддоне. Поддон имеет высоту 12 см, чтобы была обеспечена хорошая возможность обслуживания поддона. Леток оборудован проходом для летней и зимней работы. Надставки улья изготовлены из 5-сантиметрового полиуретана покрытого алюминиевой фольгой. Углы надставок склеены полиуретановым клеем. Корпус надставки укреплен двумя деревянными рамами (верхней и нижней), которые сделаны из цельного дерева и приклеены к стенам надставки и стянуты врезками. Каждая надставка имеет закрывающийся поворачивающейся планкой круглый леток. Вес одной надставки составляет всего лишь 2,5 кг. Размеры улья могут быть любыми по желанию пчеловода и в зависимости от принятых размеров рамок.

Кроющая доска улья изготовлена из столярной доски и имеет в себе ближе к углам 4 круглые отверстия для кормления пчел. Одновременно можно дать пчелам до 12 литров сахарного сиропа. Эти отверстия служат одновременно и как вентиляционные, которые могут перекрываться затычкой полностью или с вентиляционной сеткой.

Крыша улья также изготовлена из столярной доски и может быть покрашена водостойкой краской или обита металлом.

Petr Havliček

Včelařstvi № 8/12

Пер. с чешск. В.Ефимов

Три семьи карники живут в трёх ульях разных материалов и от разных производителей:
1. (зимовалая, с неё всё началось) — деревянный улей. когда его корпусов стало не хватать, то накидывались и фанерно-ЭППС (самодельные), и ППУ
2. ППУ от Союза пчеловодов Тольятти. На картинках сайта ульки очень привлекательные, на деле выглядят иначе… Но опыт показал, что в эксплуатации они нареканий не вызывают:
— дно сетчатое, леток на всю ширину дна (на зиму деревягшая заглушка с леточком)
— крыше не глубокая, будут проблемы с закармливанием на зиму (так что пришлось уже соорудить подкрышкник из ЭППС)
— корпуса сборно-разборные
— краска держится при условии предпокрасочной обработки крупнозернистой шкуркой (красила масляной).
— плотности изделия хватает (правда, если сильно пальцем надавить, то небольшая вмятость остается)
Поселенный в него отводок на 3 рамках расплода и плодную матку сверхбыстро нарастил 2 корпуса.
3. ППУ из Белоруссии. Внешне выше всяких похвал.Но:
— проблемное дно, да еще и глухое, без сетки
— плохо держится краска (не шкурила предварительно, а надо бы; красила фасадной на водной основе)
— плотность достаточная удивительно высокая.
Отводок с плодной маткой, живущий в нем, был собран перед ГВ. Неделю назад был не очень. В субботу поеду посмотрю, может матка в нем зачервила.

Что еще написать?! Стамеску в ульи не метала, но предположу, что если воткнется, то следы останутся глЫбокие… Так они от этой манипуляции и в дереве останутся ;) :)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Спиннинг максимус блэк сайд х отзывы
  • Межкомнатные двери какие лучше выбрать отзывы профессионалов рейтинг
  • Everest sochi ул горького 77 микрорайон центральный отзывы
  • Базилик рози описание сорта фото отзывы
  • Что лучше де нол или фосфалюгель отзывы врачей